Андреа Контато – Сквозь Лунные Врата
Ultima всегда обходила меня стороной. Наверное потому что последняя не многопользовательская часть вышла в 1999-м, а предпоследняя еще в 94-м. В то время я всё еще копал во дворе ямы, в надежде докопаться до Китая, и лазил по деревьям. В годы же моего активного гейминга выходила только серия Ultima Online, а MMORPG никогда меня не интересовали, и я не видел ни одной части UO. Однако я всегда знал, что Ультима – это дедушка всех модных РПГ и мы обязаны его чествовать. У меня есть даже пара оригинальных биг боксов. К тому же, я имел общее представление о том кто такой Ричард Гэрриот и легенду Лорда Бритиша. Так что увидев в начале года эту книгу в продаже, решил, что стоит нырнуть в историю серии поглубже.
Начинается книга как американские горки: вступление, как и полагается, ностальгическое, но через несколько страниц Гэрриота внезапно практически хоронят в стиле “да как ты мог скатиться до жизни такой, алкоголик подзаборный“. Это было неожиданно для вступления и, признаться, заинтриговало. Вступление также напомнило о том, что Ричард летал в космос. Я совсем забыл про это, а ведь это было ого-го какое событие в околоигровой среде того времени.
Стоит сказать, что эта книга – первая часть дилогии и описывает период творческого пути культового (эпитет заслужен) гейм-дизайнера и компании Origin вплоть до шестой части – False Prophet (на самом деле нет). Еще нужно пояснить, что в оригинале дилогия называется “Through the Moongate: The story of Richard Garriott, Origin Systems Inc. and Ultima”. На обложке же перевода ударение сделали, понятное дело, на самое узнаваемое слово – Ultima. Надеюсь, что и вторую часть переведут, ведь история обрывается на полпути. При том очень резко. С книгами на оригинале, особенно нишевыми, у нас тяжело. Разве что на Ибей её купить.
“Сквозь Лунные Врата” – хороший пример баланса для массового читателя: здесь примерно в равных частях смешаны рассказы о циклах разработки игр серии, нюансах раннего игростроения и события из жизни самого Ричарда Гэрриота, его семьи и окружения. Нет сильных перекосов в одну или другую сторону. Внимание уделяется как интересным техническим деталям, так и забавным фактам личной жизни героев. В этом плане книга напомнила Masters of Doom, разве что здесь больше технических нюансов при описании различных проблем или достижений. А местами есть даже более острые темы вроде, внезапно, наркотиков в CPC и Sierra.
Понравились и небольшие отступление, краткие рассказы о других персоналиях того времени и событиях, происходивших в индустрии параллельно профессиональному и творческому пути Гэрриота. Например, про Commodore и Texas Instruments, BASIC, Wizardry, Apple, Bard’s Tale, начало пути Sierra On-line и пр. Все они вплетены в рассказ так, что не вызывают раздражения и желания пропускать страницы. Мелькают в книге и другие интересные люди. Например, Джон Ромеро, Стив Возняк и др. Отдельная глава посвящена вдохновлённым Ультимой JRPG.
Андреа проделал отличную работу, интервьюируя многих участников тех событий. И не менее отличную, объединив их рассказы в единое повествование. Great job, Andrea. I highly recommend.
Кстати, вопреки подзаголовку, рассказ заканчивается не на Ultima VI, а на Worlds of Ultima, выходивших позднее.